Кто первый использовал бумагу в качестве отделочного материала для стен и кто такое придумал? Чаще всего люди вспоминают Китай и их бумажные стены. Китайцы действительно использовали бумагу в интерьере еще 4000 лет назад, но то, что это были обои пока не доказано., Скорее это была просто чистая бумага, которая натягивалась между крепежами из дерева и использовалась в качестве разделительных легких перегородок.
Земля Китая всегда была “плодородна” по части всяческих немаловажных для человечества открытий. Вместе с фарфором, шёлком, компасом и порохом она дала миру бумагу и, как следствие, первые обои.
По преданию, некто Цай Лунь удостоился титула «бумажного князя», осадив слой шелковых волокон на старой рыболовной сети. Так в самом начале второго века нашей эры (105 г.) была получена первая в мире бумага. Не исключено, что китайцы стали украшать стены своих жилищ бумагой сразу же после ее изобретения (где-то в начале II века). По крайней мере, в Японии с древних времен толстой бумагой разгораживали помещения и завешивали окна. Китайские рисованные обои высоко ценились во все времена, независимо от капризов моды и разнообразия вкусов. Образцы старинных расписных обоев и сегодня украшают лучшие музеи мира.
Ещё раньше, за 1000 лет до нашей эры появились тканые обои, изобретение которых приписывают ассирийцам и вавилонянам. Первые тканые обои в основном были черно-белые, и только к концу XI века нашей эры они становятся цветными. Грубая выработка приобретает изящество, на смену примитивным рисункам приходят сюжеты из Библии, истории древнего мира, сцены охоты, разнообразные изображения цветов.
Техника производства тканых обоев постепенно приходит в Европу. Здесь появляются фабрики, которые начинают делать обои на заказ. Лучшие художники участвуют в обойном производстве. Они представляют свои картины фабрикантам, которые воспроизводят их на обойных тканях. В 1513-1514 годах Рафаэль приготовил расписанный картон для обоев, которыми предполагалось украсить Сикстинскую часовню. Обои по этому картону ткались во Фландрии, выработкой их заведовал Бернгард Ван Олей, нидерландский художник, получивший образование в рафаэлевской школе. Эти обои до сих пор хранятся в одной из галерей Ватикана. Можно представить, сколько стоили и как ценились тканые обои.
Но потребности росли, и, естественно, нужны были дешевые способы производства. В начале XV века художник фламандской школы Иоанн Ван Эйк решил, что гораздо проще не ткать рисунок обоев, а рисовать его уже на вытканном полотне. “Ноу-хау” Ван Эйка можно считать началом новой эры по производству печатных обоев. Это значительно снизило стоимость тканых обоев, они начали быстро завоевывать рынок во многих европейских странах. Их производство просуществовало до конца XVIII века.
А вот то, что в 15 столетии в Европе начало развиваться бумажное производство и появились первые обои известно и доказано. Единственное, кого пока что не удалось определить, так это того, кто первый догадался использовать трафарет и краски, для нанесения одинакового и повторяющегося рисунка на бумагу, а потом наклеивать ее на стены.
И немцы, и англичане, и французы пытаются отнести это «новшество» к своим художественным мастерским и историки к общему мнению пока не пришли. Единственное, к чему пришли ученые однозначно, это то, что бумага была более дешевой альтернативой для тех семей, которые не могли позволить себе дорогостоящие гобелены и шелка для отделки стен своих домов.
К 17 столетию трафарет заменила техника ксилографии, которая быстро стала популярной, и практически не отличалась от нынешней техники. Клише для производство обоев изготавливали из дерева или металла. Клише раскладывалось на составные части, то есть для каждого цвета использовалось своя часть клише, а потом поочередно делался оттиск на бумаге составляя тем самым целостный рисунок. Вторым вариантом использования клише был вариант, когда полностью готовое и собранное клише вручную раскрашивали разными по цвету красками и только потом делали оттиск.
Тисненые обои впервые были изготовлены англичанами в 17 столетии и заняли свое место в качестве отделочного материала. В качестве имитации гобеленовой ткани было предложено намазывать бумагу медленно сохнущим клеем и обильно посыпать бумагу пудрой. Такой вид обоев также занял свою «долю рынка» на то время.
Китай начал поставлять на европейский рынок обои, но выполненные не столько в виде повторяющегося рисунка, сколько скорее в качестве уникальных картин. Специально для производства таких обоев вырезались крупные гравюры, на которые вручную и наносилась краска для оттиска. Такие обои были весьма дорогостоящими и продавались партиями по 25 рулонов, каждый из которых был длинной от 1,2 до 3,6 метров.
В Америку впервые такие обои были завезены в 1784 году прямо из Китая. Банкир из Филадельфии потратил на их покупку одну тысячу долларов – удивительная и шокирующая сумма на то время. По неизвестным причинам эти обои не были использованы по назначению. Они были найдены в оригинальной упаковке в начале 20 века на чердаке одного дома и успешно перепроданы. На обоях был нанесены в виде рисунка три китайские промышленные производства – рис, чай и фарфор. В 1924 году, после еще одной перепродажи, эти обои были наклеены в одном из домов Род-Айленда и удачно сохранились до нашего времени.
Первая фабрика по производству обоев была открыта в 1752 году французским мастером Ревеиллоном. В качестве сюжетов на обои брались пейзажи и поля битв. Такие обои пользовались популярностью как в Европе и Англии, так и в Америке. Французы первые придумали использовать нарисованные на бумаге архитектурные элементы, например, колонны, карнизы и лепные украшения, и использовать их в качестве имитации оригинальных изделий.
Обои – привилегия богачей. Такое правило действовало на протяжении 18-19 столетий. Только богатые семьи могли позволить себе такую роскошь, как обои, так как и производство бумаги, и обоев не было поставлено на поток, а использовалась в основном ручная работа.
В 1778 году Луи XVI издал указ, по которому следовало выпускать обои длинной около 10 метров. Первая машина, которая могла отпечатывать длинные рулоны бумаги появилась в 1785 году, но только к 1840 году она была модернизирована так, чтобы максимально, на то время, упростить процесс производства обоев и сделать их доступными для более широкого круга потребителей. Такая машина могла отпечатывать до 400 рулонов в сутки.
Особую популярность в Европе обои приобрели во второй половине 19 века. Жители той эпохи и внесли особый вклад в развитие обойной промышленности. Яркие цвета, насыщенные краски – такие были пожелания от клиентов Викторианской эпохи. В противовес избытку красок и напыщенности Уильям Моррис попытался и не без успешно противопоставить консервативное, гармоничное и спокойное сочетание красок.
Использовать шелкотрафарет для переноса рисунка на бумагу или ткань впервые начали китайцы в период 960-1280 годов. А запатентована такая техника была только в 1907 году в Англии Самюэлем Саймоном. Первая шелкотрафаретная механическая машина была изобретена в 1920 году.
Мировые войны и период депрессии негативно повлияли на производство обоев, так как основные знания и средства шли на финансирования военных. Но к 1950 годам обои вернули себе былую популярность и сделали огромный рывок вперед. Этому рывку способствовали новые открытия как в химии, так и в других отраслях знаний. Настала Золотая Эра для обоев.
Использование в 60х годах техники ротогравюры позволило создавать более качественный и более доступный товар. Производство обоев было поставлено на поток и вскоре обои своей неприхотливостью в обслуживании и разнообразием вариантов покорили каждый дом как в Европе и Америке, так и в странах Советского Союза.
Моющиеся обои в нашей стране использовались для кухонь и ванных комнат, разноцветные с разнообразными сказочными героями – для детских, орнаменты и цветы – для гостиных и спален. Обои стали доступными для всех слоев общества и каждый мог позволить себе украсить свой дом с их помощью.
Современный рынок обоев настолько разнообразен, что для его описания понадобится не одна статья. Виниловые, бумажные, стеклообои, обои под покраску – это далеко не полный перечень того, что сейчас доступно на рынке отделочных материалов. Обои отличаются по фактуре и по цвету. Количество вариантов рисунков неисчислимо.
Современные технологии печати позволяют создавать любые рисунки на обоях и даже имитировать другие отделочные материалы настолько безупречно, что отличить их можно будет только через прикосновение.
При желании и без проблем Вы можете заказать свой вариант рисунка на обоях.
Новые технологии и современные материалы для производства обоев делают их срок службы максимально длительным. Они устойчивы к стиранию, переносят солнечный свет без ущерба для внешнего вида, прекрасно клеятся и устойчивы к влаге. Раньше у Вас появится желание что-либо поменять в комнате, чем у современных обоев закончится срок их службы.