Предметы декора | Статьи | Керамика

История керамики

История керамики

Эта необыкновенная глина

Изготовления изделий художественной керамики - это ремесло и искусство, дошедшее до нас из глубины веков. Глина преданно служила человечеству на всем пути его долгой истории. На первый взгляд совсем непривлекательная, она была незаменимой во многих областях трудовой деятельности человека.

Пластичность глины, ее способность после обжига превращаться в прочный и водостойкий материал, привлекли к ней внимание человека еще в эпоху мезолита, 10—16 тысяч лет до н. э. Археологические раскопки, проводимые на территории многих стран Европы, Африки, Азии, Америки подтверждают повсеместное развитие керамического ремесла. В дошедших до нас памятниках материальной культуры можно встретить замечательные по красоте изделия бытового назначения: посуду, украшения, всевозможные фигурки животных, птиц и многие другие предметы.

Первые изделия из глины были хрупкими и очень боялись влаги, поэтому хранить в них можно было только зерно и другие сухие продукты. Но однажды, удаляя золу погасшего костра, человек заметил, что глинистая земля, которую он всегда брал для изготовления изделий домашнего обихода, под действием тепла стала прочной как камень. С тех пор человек стал обжигать глиняные изделия для придания им прочности. Чудесное превращение глины получило название “керамика”, что в переводе с греческого обозначает “глина”. Понятие «керамика» включает все разновидности изделий, выполняемых из глины. Открытие обжига сделало глиняную посуду древнего человека практичной.

Керамические изделия тогда выполняли способами налепа, ленточным, спирально-жгутовым — укладывали один на другой по спирали. В период позднего неолита, примерно 4 тысячи лет до н. э., керамические сосуды начинали украшать орнаментом, в котором преобладали мотивы круга и спирали, обозначавшие солнце, луну, молнию и другие магические силы, и покрывать многоцветными узорами. Такие изделия были найдены на юго-западе нашей страны (трипольская культура), странах Средней Азии, Ближнего Востока, Средиземноморья и других районах мира.

Примером керамического мастерства того периода являются кувшины с узким горлом, разнообразные сдвоенные сосуды, напоминающие очертаниями современный бинокль, глубокие миски, расписанные черной, красной и белой глинами. Уже в тот период керамика достигла большой художественной выразительности. И только с изобретением гончарного круга (4 — начало 3-го тысячелетия до н. э.) резко упростился процесс изготовления керамических изделий, повысилась производительность труда.

Керамика Керамика Керамика

Способы изготовления керамических изделий в истории их развития претерпели некоторые изменения. Ручная лепка сосудов сохранилась в некоторых районах нашей страны и до сих пор. Но стремление усовершенствовать труд и добиться идеально собранной формы сосуда привело к использованию гончарного станка с кругом. Гончарный круг явился величайшим достижением, позволившим создавать симметричные, равномерно расширяющиеся или, наоборот, сужающиеся изделия разнообразной формы. Из влажной, хорошо вымешанной глины опытный гончар мог за несколько минут сделать горшок, чашку или другую нужную вещь. Кусок глины в его руках сплющивался, вытягивался, стенки сосуда поднимались, становились тоньше и приобретали задуманную форму. После этого изделия обжигали в вырытых в земле ямах или кирпичных печах. Мягкая, пластичная глина превращалась в твердый черепок. На протяжении длительного времени гончарный круг видоизменялся. Эти изменения касались переходов от вращения кругов рукой к ножному приводу, а затем к электромеханическому движению. Принцип его работы сохранился до настоящего времени.

Керамика в средневековой Европе предназначалась в основном для приготовления пищи, хранения продуктов и жидкостей. Небольшие размеры печей, найденных при раскопках, говорят о незначительных размерах производства. Вероятно, гончары селились там, где находились значительные запасы подходящей глины, переезжая на другое место по мере их исчерпания. Мастера экспериментировали с белой глиной, белым песком, измельченным горным хрусталем, кальцинированным оловом и свинцом. После росписи и обжига изделия покрывались толстым слоем свинцовой глазури и вновь обжигались.

Мастера гончарного дела постепенно открывали секреты глины: разобрались в ее видах, научились составлять рецепты глинистых масс, изобрели глазурь, придумали новые, более экономичные формы изделий. Применяя простые приемы обработки глины, несложное оборудование, они с большим вкусом и виртуозностью создавали подлинные произведения искусства.

В зависимости от основного исходного сырья и дополнительных компонентов получают терракоту, майолику, фаянс, фарфор, имеющие отличия по внешнему виду и по способам декорирования. Фарфор представляет собой наиболее совершенный вид керамики. Белизна, механическая прочность, стойкость к химическому и температурному воздействию обеспечили фарфору широкие возможности применения в производстве изделий технического назначения, посуды, скульптуры, сувениров и других художественных произведений.

В число декорирующих материалов входят прозрачные и непрозрачные глазури. Для народных гончарных изделий характерно своеобразное применение прозрачных глазурей в виде частичного покрытия изделия, что создаёт игру матовой и блестящей поверхности. Технологий, с помощью которых можно наносить изображение на керамику, существует много. Однако, в рекламно-сувенирном производстве наиболее часто применяется одна из них. Это — так называемый метод «декорирования». При этом методе изображение наносится на поверхность (керамику или стекло) с помощью специально изготовленной «переводной картинки», после чего изделие обжигается в печи для закрепления этой картинки.

Некоторым особняком в искусстве керамики стоят центры, где создают глиняную игрушку. Ее лепят вручную и расписывают свободно, сочиняя каждый раз новые варианты. В центрах народного искусства, имеющих глубокие исторические традиции, игрушка сохраняет мотивы и образы, которые связаны с культовыми обрядами, олицетворяют силы природы. В работах современных мастеров наряду с изображением одинарных символических фигур все чаще встречаются многофигурные композиции с изображением жанровых сцен.

В силу исторических особенностей центры керамического производства у каждого народа развивались по-своему. На этой основе отрабатывалась и закреплялась технология изготовления керамических изделий, ставшая частью художественной традиции, которая характеризует своеобразие искусства керамики в каждом регионе.

Керамика в проекте Кошкиного дома.

Современные изделия из керамики поступают в салоны Кошкиного дома из Европы. Это посуда, чайные наборы, вазоны и вазы. И конечно огромное количество фигурок из керамики. Перечислить все невозможно.
Остается только ходить по Кошкиному дому и смотреть...

Факты и советы:

* Керамические изделия применять только по назначению.
Посудой для приготовления пищи можно пользоваться в электрических и газовых духовках. Но при этом рекомендуется ставить керамическую посуду в минимально нагретую духовку и постепенно нагревать до необходимой для приготовления пищи температуры.

* Керамические изделия не рекомендуется подвергать резкому перепаду температур, т.е. посуду, в которой заморожены или охлаждены продукты, не следует сразу из холодильника помещать в горячую духовку.

* Керамическую посуду можно использовать в микроволновой печи (кроме чайников, кофейников, кувшинов).

* Кофейники, чайники, перед тем как залить в них кипяток, обязательно следует ополоснуть горячей водой и категорически запрещается ставить эти изделия на электрические плиты или открытое пламя, использовать для кипячения воды электронагревательные приборы типа "кипятильник", а также подогревать содержимое в микроволновых или электрических печах.

* Керамическую посуду следует мыть в тёплой воде, используя моющие средства для мытья посуды..

* Пища, приготовленная и поданная в глиняной посуде, быстрее восстанавливает силы едоков, лучше усваивается организмом, поскольку к энергии еды добавляется излученная энергия самой глины; особенно это бывает заметно по усилению действия добавленных в пищу приправ.

В фото-галерее собраны коллекции ПРЕДМЕТОВ ДЕКОРА, выставленные в салонах "Кошкиного дома".


Если Вы желаете купить какой-либо предмет декора из наших коллекций - пишите через почтовую форму, или звоните по телефонам в салоны "Кошкиного дома"
Мы в социальных сетях
Система Orphus
Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
 
© 2008-2017 Кошкінъ домъ
koshkindom@gmail.com

Салоны "Кошкинъ домъ"
Киев
Воровского, 43
тел. +38 (044) 4896373
Одесса
Пантелеймоновская, 7
тел. +38 (048) 7287759
Днепропетровск
Короленко, 15
тел. +38 (056) 7452767
Одесса
Малая Арнаутская, 27
тел. +38 (048) 7286396