Все статьи по теме "Предметы декора"

Искусство икебаны. История

История Икебаны

История.

Корни искусства икебаны уходят вглубь истории Японии. Они связаны с древним обычаем преподношения цветов умершим предкам и божественным духам, которые, согласно религии Синто, находятся в каждом предмете. На смену религиозной системе синтоизма в VI веке в стране был введен в качестве государственной религии буддизм. С построением буддийских храмов был создан и ритуал преподношения цветов Будде, их ставили к алтарю в больших букетах. Совершенная форма вазы и пышное, помпезное великолепие самого букета должны были воплощать торжество буддийского вероучения.

Считается, что принц Сётоку, содействовавший установлению буддизма в Японии, положил начало и цветочной аранжировке.

Синтоизм и учение буддизма оказали огромное влияние на формирование философии икэбаны. Последняя настолько глубоко была пронизана религиозно-философским смыслом, что даже и в наши дни, спустя много веков и сильно изменившись, она не освободилась от символики и некоторых традиционных постулатов восточных религий. Еще во времена, когда в стране господствовал синтоизм, икэбана основывалась на философии противостояния двух сил - света и тьмы, символизирующих Небо и Землю.

Соответственно, конструктивную основу аранжировки составляли два главных элемента (две ветки), но в середине VII в., после посещения Китая монахом Сэнму и под влиянием конфуцианства, к этим двум веткам в структуру икэбаны привнесен третий элемент, символизирующий Человека
Тем самым выражалась идея гармонии человека и природы. Первые композиции из растений, которые строил Сэнму и ставил в храме, были очень простыми и состояли из трех элементов (веток или цветов).

Большое влияние на искусство икэбаны оказало учение буддийской школы Дзен (1141-1215), которое утверждает значимость бытия в его непосредственной данности и сиюминутности, отрицает пышные религиозные обряды и ритуалы, считает, что высший смысл жизни кроется в самом обыденном. Под влиянием этого учения хэбана переставала быть только религиозным атрибутом, а процесс ее создания священнодействием. Композиции Рикка, достигшие к XII в. монументальности и помпезности, становятся теперь меньше по размеру, более тонкими в расцветке. Икэбана постепенно оказывается частью повседневного быта человека, она начинает создаваться не только для храмов, но и для дворцов аристократов а затем для военной знати.

Сегун (правитель) Асикага Ёсимицу (1358-1408) прославился своим покровительством искусствам в стране. Развитие икэбаны тех лет также в значительной степени обязано именно ему. Он вошел в историю Японии как “изящный Сегун”. Им был воздвигнут известный храм Гиннаку-дзи, ставший достопримечательностью города Киото. Особый интерес в период его правления вызывают достижения в области так называемых искусств повседневной жизни: икэбана, чайная церемония, театр. Но, садовое искусство, архитектура. Благодаря его поддержке многие художники смогли создать в то время свои прекрасные произведения.

Архитектура в те годы внесла в интерьер жилого помещения существенное новшество. В известном смысле, воспроизводя монашескую келью дзенского монастыря, архитекторы ввели в жилище стенную нишу (токонома), имевшую культурно-религиозное назначение. С ней связано развитие многих форм икэбаны. Тогда же в икэбане закрепились более строгие старинные правила и каноны стиля Рикка.
Творчество икэбаны сосредоточивалось главным образом в храмах и монастырях, где этим делом занимались монахи, а во дворцах - слуги феодалов. В истории сохранились имена многих знаменитых мастеров икэбаны, таких как Рюами, Соами, Ноами и др. Особое место среди них занимает выдающийся монах Икенобо Сенкей, настоятель храма Какудо под Киото.

Именно этот священнослужитель положил начало всемирно известной династии мастеров Икенобо. В 1462 г. Сенкей по просьбе правителя устроил аранжировку из растений в стиле Рикка в золотой вазе. Его великолепное мастерство произвело сенсацию среда населения Киото, с тех пор слава постоянно сопутствовала ему. Связи икэбаны с религиозным обрядом постепенно ослабевают, она проникает в повседневный быт, все чаще воспринимается как предмет эстетического наслаждения. Именно в этот период икэбана становится подлинным искусством. Этому способствуют и ежегодные состязания в аранжировке цветов, введенные Асикага Ёсимицу, страстным любителем цветов: его дворец называли “домом цветов”.
К началу XVII в. школа Икенобо сильно упрочилась и пользовалась, по существу, монополией в области цветочного искусства.

Искусство икебано

В 1868 г после буржуазной революции и столетия государственной изоляции, Япония под руководством молодого императора Мейдзи открыла свои двери Западу. Столица была перенесена из Киото в Токио. Феодальная система была нарушена, появились новые социально-экономические и политические институты, включая парламент, университет, банки и т. д. В течение 25 лет периода Мейдзи японцы осваивали западные пути развития общества. Усиливалась критика традиционной икэбаны, стиль нагеирэ стал более приемлемым для общества. Большинство школ было связано с храмами, поэтому их популярность падала, они приходили в упадок. Многие школы, в первую очередь те, что были под покровительством военной касты (сегунаты), терпевшей крах вместе с феодализмом, стали исчезать. Мастера разъезжались в провинции в поисках стабильной жизни. И сейчас еще можно встретить там остатки старых школ.

Все же в обновленной стране от феодальной системы оставались многие традиционные обычаи, включая икэбану, хотя и измененную, часто искаженную. В 80-е годы прошлого века начали бурно восстанавливаться национальные духовные ценности, искусство, в том числе и икэбана.

В 1889 г. восстановлена школа Икенобо, ее филиалы по стране, школа Корю и др. Икэбана стала обязательной для элементарного образования женщин. По всей Японии она приобретает разнообразные и очень энергичные формы. Но ее архитектоника осталась прежней - треугольник, образуемый тремя главными элементами (Син, Соэ и Хикаэ) Вместе с развитием культурно-экономических связей с Западом икэбана стала обновляться и обогащаться новыми идеями и новым ассортиментом растений, дотоле невиданных в Японии (роза, гвоздика, стрелиция, тюльпан и др.).

В 1897 г. была основана шкала Охара, обогатившая искусство икэбаны совершенно новым стилем морибана (растение в плоских вазах на наколках), позволяющим создавать целый природный ландшафт в сосудах. В 1926 г. под влиянием авангардистских течений в изобразительном искусстве возникает современная школа Согецу , которая показала возможности использования в икэбане сочетания живого и неживого растительного материала, но и диапазон размеров, форм композиций и мест установки их в интерьерах и на свободных открытых пространствах.

Таким образом, в течение нескольких веков икэбана развивалась и изменялась в соответствии с общественно - политическими, экономическими и культурными переменами, происходящими в жизни общества. Но особенно большое влияние она постоянно испытывала от перемен в искусстве архитектуры.

Развитие икэбаны шло в сторону демократизации: большей доступности широким слоям населения, упрощения техники расстановки растений в вазе и обучения этому искусству; приспособления стилей и форм икэбаны к условиям современной жизни, к интерьерам жилых и общественных помещений; по пути расширения ассортимента растений и использования инородных материалов. Аранжировщикам предоставлялось все больше свободы в выборе средств и материала для творческого самовыражения в этом искусстве.

Факты:

* Название ИКЕБАНА произошло от слов «ике» (жизнь) и «бана» (цветок). Дословно «икебана» означает «цветы, которые живут»

* Легенда рассказывает, как однажды буддийские монахи собрали ветки и листья, сорванные грозой, и поднесли их к ногам статуи Будды со словами: «Будь милостив ко всем. Помоги оживить то, что сломала гроза». Как видим, Будда благосклонно отнесся к этой просьбе. С тех пор в храмах, посвященных Будде, стали появляться высокие букеты в вазах.

* Сегодня икебана, как и японские боевые искусства, распространяясь по всему миру, остается замкнутым искусством: японские сэнсэи категорически не приемлют любые европейские новшества, поэтому считается обязательным и почетным аттестация только у мастеров классических школ Японии. Однако других взглядов придерживается японская молодежь, предпочитающая балансировать между Востоком и Западом.

* В японской аранжировке цвет имеет важное значение, так как он оказывает на человека физиологическое воздействие и, в то же время, он отражает художественный вкус, индивидуальность аранжировщика. Признание особой красоты, заключенной в цвете и форме растения, вызвало новое направление - использование каждого растения, составляющего композицию, скорее как части рисунка, а не части природы. Поэтому в нереалистических аранжировках каждое растение становится предметом, носителем формы, цвета, линии, независимо от характера его естественного роста. Сочетание растительного материала (ветвей, листьев, корней, цветов) может создавать очень красивый и интересный рисунок, как бы вопреки их естественному виду.

В фото-галерее собраны коллекции ПРЕДМЕТОВ ДЕКОРА, выставленные в салонах "Кошкиного дома".


Если Вы желаете купить какой-либо предмет декора из наших коллекций - пишите через почтовую форму, или звоните по телефонам в салоны "Кошкиного дома"
Мы в социальных сетях
Система Orphus
Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
 
© 2008-2017 Кошкінъ домъ
koshkindom@gmail.com

Салоны "Кошкинъ домъ"
Киев
Воровского, 43
тел. +38 (044) 4896373
Одесса
Пантелеймоновская, 7
тел. +38 (048) 7287759
Днепропетровск
Короленко, 15
тел. +38 (056) 7452767
Одесса
Малая Арнаутская, 27
тел. +38 (048) 7286396