Предметы декора | Статьи | Роспись по глазури

История глазури
Роспись по глазури на керамике,
на фарфоре

Смотреть: Кухня для профессионала (фильм)
Читать:

История глазури

Роспись глазури

Глазурь — стекловидное покрытие на поверхности керамического изделия. Кроме того, глазурью также называют исходный материал, или смесь материалов, которые после нанесения на керамическое изделие и обжига дают соответствующее покрытие.

Глазури могут быть прозрачными или непрозрачными, бесцветными или окрашенными, блестящими или матовыми. Основой глазури является кварц, полевой шпат, каолин. В состав глазури вводят также окислы металлов.

В зависимости от способа приготовления глазури подразделяются на сырые и фриттованные. Сырые глазури наиболее просты: все компоненты измельчают и смешивают с водой до определённой плотности глазурного шликера. Для получения фриттованной глазури компоненты глазурной смеси фриттуют, то есть сплавляют (обычно при температуре 1200—1300°С), вследствие чего образуются нерастворимые силикаты и другие соединения. После плавления фритту выливают в ёмкость с водой, где она остывает, затем высушивают и тщательно измельчают в ступе.

Различают глазури туго- и легкоплавкие. Тугоплавкие применяются для фарфора, шамота, твёрдого фаянса. Температура их плавления 1125—1360°С. Для майолики берут глазури, которые плавятся при температуре 900-1100 °C.

Для декорирования изделий из майолики часто применяют яркоокрашенные цветные глазури, т.н. поливы. Цвет достигается введением в бесцветную глазурь оксидов и солей металлов. Так, окись кобальта даёт цвет от светло- до темно-синего; окись хрома — зелёный, а при наличии олова — розовый, красный; окись меди используют для получения изумрудно-зелёной, сине-зеленой глазури, а также глазурей медно-красных оттенков для восстановительного обжига; соединения с марганцем дают коричневые, розовые цвета; окись железа — от жёлтого и красного до коричневого и чёрного и т. д.

Также глазурь другого рода используется в приготовлении кондитерских изделий, например, пряников и тортов и изготовляется из сахара и кондитерских ингридиентов

Во многих выдающихся музейных собраниях мира имеются декоративные керамические изделия, поражающие совершенством фордо и богатством росписи. Это вазы и светильники, барельефы и скульптура, изразцы и мозаика, выполненные мастерами древности. Некоторые из них были специально предназначены для применения в строительстве.

Наиболее ранние свидетельства о применении декоративных плит из керамики, покрытых глазурями или эмалями, в отделке зданий мы находим в Древнем Египте. Так «ложная» дверь в подземной камере ступенчатой пирамиды в Саккаре была облицована плитами с рельефными иероглифами и пучками папируса, покрытыми сине-зеленой глазурью. Затем около 2500 лет до н. э. появляется на плитах глазурь темно-синего цвета, близкого к индиго. И еще много веков глазурь этих двух цветов украшает древнеегипетскую керамику, пока уже в Новом царстве (1580—726 гг. до н. э.) не появилась многоцветная инкрустация из мелких керамических элементов, вставляемых в сырцовые стены.

Тогда же в одном из залов дворца царя Аменофиса V (в районе Тель-эль-Амарны) деревянные колонны были облицованы глазурованными керамическими кольцами с гирляндами разнообразных цветов и бутонов лотоса, а стены — плитами, в которые были на растворе вмурованы отдельно отформованные, обожженные и отглазурованные цветы.

В Древнем Египте зодчие редко прибегали к декоративной фасадной керамике. Архитектуру же Вавилона и Ассирии нельзя представить без разнообразных изразцов, на ярко-синем фоне которых выделялись белые, желтые, оранжевые, зеленые и черные орнаментальные узоры и рисунки. В каждой стране декор был своеобразен, меняясь в различные эпохи, но общими были высокое мастерство композиции, великолепная проработка рельефа, яркие и чистые тона красок и глазурей.

Китайским мастерам принадлежит первенство в создании рецептуры красок для росписи фарфора. Очень эффектны китайские глазури по фарфору — «краклс» с тонким паутинообразным узором, цветная красная глазурь «бычья кровь» и др.
Белый глазурованный фарфор с XIV— XV вв.   расписывался подглазурной синей краской — кобальтом, во второй половине XV в.   появилась  многоцветная  роспись. В XVII—XVIII вв. широко распространилась надглазурная роспись красками и легкоплавкими цветными глазурями (так называемыми эмалями) ярких сочных тонов («розовое семейство», «зеленое семейство»).

Удивительной живостью и узорностыо отличались росписи, изображавшие пейзажи, фигуры людей, животных, птиц, цветущие растения, скалы, причем декор на редкость органично соединялся с формой.
Китайские мастера держали в тайне секрет своего производства, за его разглашение полагалось строгое наказание, вплоть до смертной казни.

Керамика Керамика Керамика Керамика

В эпоху средних веков особенно значительным было развитие керамики в странах Арабского Халифата, Средней Азии, Персии.
Наибольшей известности достигли изготовлявшиеся в этих районах вааы, кувшины, блюда и ряд других изделий, а также архитектурные плитки, покрытые многоцветными глазурями и люстром.

Мусульманская религия (ислам) запрещала использовать в быту посуду из драгоценных металлов и тем самым невольно оказала положительное влияние на работу керамистов. После долгих поисков мастерам удалось изготовить специальные керамические покрытия— люстры, наносившиеся на глазурованную поверхность изделий и придававшие ей после обжига своеобразный металлический радужный блеск с перламутровым, золотистым отливом.

Наибольшего расцвета производство этих изделий (так называемой испано-мавританской Храмики) достигло в XIV—XV вв. в Испании, ранее завоеванной арабами (маврами). Это— сосуды различных форм, а также люстровые изразцы, украшавшие наряду с разноцветным мрамором и раскрашенным алебастром своды и стены мусульманских дворцов,
В связи с ограничениями, установленными исламом в изображении живых существ и особенно человека, керамика украшалась главным образом орнаментальной росписью.

Орнамент мусульманских стран, считавшийся «музыкой для глаз», отличался удивительным богатством художественных форм. Здесь сложилось замечательное искусство узора, родился такой новый орнаментальный мотив, как «арабеска», состоящий из сложных переплетений и пересечений условных растительных и геометрических форм с богато и тонко разработанными деталями, нередко включавших надписи арабскими буквами.

Альгамбрские вазы, изготовленные скорей всего в крупном центре керамического производства — Малаге, относятся ко второй половине XIV в. К числу наиболее совершенных принадлежит ваза Фортуни, хранящаяся в Государственном Эрмитаже в Ленинграде.
При больших размерах ваза отличается исключительным изяществом традиционной формы, выработанной в течение долгого времени. Ваза имеет яйцевидный корпус и стройную высокую шейку, по сторонам которой поднимаются плоские ручки. Очень своеобразна роспись: исполненный по светло-желтому фону узор состоит из нескольких фризов и медальонов, в которых преобладают растительные мотивы и узорные надписи. Зеленоватый с нежным перламутровым оттенком люстр придает вазе изысканную благородную красочность, ощущение драгоценности.

В декорировке керамики и потом фарфора середины XVIII в. отразились черты стиля роко-ко с присущими ему узорностью, легкостью, прихотливостью очертаний и асимметричностью композиций. Изделия расписывались подглазурными и надглазурными красками (цветы, «китайские сцены» и др.), декорировались золотом, дополнялись скульптурными изображениями цветов, птиц.

Глазурованная и расписная скульптура отличалась тончайшей моделировкой фигур и тщательной проработкой деталей. Выпускались также целые скульптурные группы, объединенные единым сюжетом.

К концу XVIII в. фарфоровое производство было освоено во многих европейских странах и фарфор как художественный материал повсеместно оттеснил другие виды керамики. К этому времени в фарфоре проявились черты классицизма с его культом предельно четких форм и декора. Глазурованная скульптура с росписью вытесняется скульптурой из неглазурованного «биссквитного» фарфора. Причем особенно славятся французские изделия Севрской мануфактуры .

В XIX в. художественное качество фарфора постепенно снижается, что было связано с общим упадком художественной промышленности, особенно сильно проявившимся во второй половине века.

Глазурованнная керамика и фарфор в проекте Кошкиного дома.

Современные изделия из керамики поступают в салоны Кошкиного дома из Европы. Это посуда, чайные наборы, вазоны и вазы. И конечно огромное количество фигурок из керамики. Перечислить все невозможно.
Остается только ходить по Кошкиному дому и смотреть...

Факты:

* По своим свойствам — белизне, просвечиваемости, твердости, богатству красок — фарфор значительно превосходил все известные европейцам керамические изделия.

* В Государственном Эрмитаже хранится сервиз, выполненный по заказу Екатерины II в 1774 г. Сервиз состоит более чем из 900 предметов, на которых коричневым тоном по фону «цвета сливок» сделаны рисунки, воспроизводящие  достопримечательные места Англии — замки, красивые поместья.

* Первое европейское фаянсовое производство появилось во французском городке Сен-Поршер. Здесь изготовлялись оригинальные сосуды с росписью и лепниной (фаянсы Сен-Поршера), по тонкости черепка приближавшиеся к прославленной древнегреческой терракоте.

* Широко известны рельеф «Мадонна с младенцем» Луки делла Роббиа и медальоны Андреа делла Роббиа с изображением спеленутых младенцев на фасаде Воспитательного дома во Флоренции. Лука делла Роббиа впервые в Европе применил для монументальных керамических изделий белую оловянную эмаль.

* Орнамент мусульманских стран, считавшийся «музыкой для глаз», отличался удивительным богатством художественных форм. Здесь сложилось замечательное искусство узора, родился такой новый орнаментальный мотив, как «арабеска», состоящий из сложных переплетений и пересечений условных растительных и геометрических форм с богато и тонко разработанными деталями, нередко включавших надписи арабскими буквами.

В фото-галерее собраны коллекции ПРЕДМЕТОВ ДЕКОРА, выставленные в салонах "Кошкиного дома".


Если Вы желаете купить какой-либо предмет декора из наших коллекций - пишите через почтовую форму, или звоните по телефонам в салоны "Кошкиного дома"
Мы в социальных сетях
Система Orphus
Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
 
© 2008-2017 Кошкінъ домъ
koshkindom@gmail.com

Салоны "Кошкинъ домъ"
Киев
Воровского, 43
тел. +38 (044) 4896373
Одесса
Пантелеймоновская, 7
тел. +38 (048) 7287759
Днепропетровск
Короленко, 15
тел. +38 (056) 7452767
Одесса
Малая Арнаутская, 27
тел. +38 (048) 7286396