Предметы декора | История игр | Игра в кости

Игра в кости

Игра в кости

Китай, Индия, Древняя Греция и Рим, Египет — нет такой древней цивилизации, памятники которой не оставили бы историкам свидетельств увлечения игрой в кости. Кости не всегда имели современный вид: шестигранных кубиков со слегка закругленными углами, в которых сумма противоположных граней всегда равняется семи.

Родоначальниками костей можно считать и астрагалы — путовые суставы животных, и четырехгранные кубики с углублениями (тоже называвшиеся астрагалами), и пластинки с двумя сторонами, черной и белой (как в древнерусской игре "зернь"), даже орехи дерева .вибхидака (Индия).

Существовали кости и пирамидальной формы — древнейшие из них обнаружены при раскопках в царской гробнице шумерского города Ур (III тысячелетие до нашей эры). Некоторые из древнеегипетских костей величиной были с теннисный мяч и по форме тоже приближались к шару: так много у них было граней!

Были распространены игры в чет и нечет, бросание костей в круг, метание костей с целью забрасывания их в специальные отверстия. Известны были гадания с помощью костей. Игроки относились к своим игральным костях благоговейно и даже с некоторым страхом — как к живым существам или властительным духам. С ними беседовали, шептались, произносили заклинания и пытались умилостивить безрассудными обещаниями.

Быстрота определения выигрыша, почти молниеносная смена благосклонности фортуны сделали игру в кости одной из самых азартных игр. "Невинные" кубики определяли взлеты и падения, обогащение и разорение. Хрестоматийный сюжет древнеиндийской поэмы "Махабхарата" в "Сказании о Нале и Дамаянти" повествует о том, как царевич Наль, играя заговоренными злым духом Кали костями, лишился своего царства и был вынужден отправиться в изгнание. Зловредные кости превратились в птиц и догнали царевича. Они не успокоились до тех пор, пока не отняли у него последнюю одежду. Позже, однако, царевич сумел овладеть всеми секретами игры и сумел, возвратившись, вернуть себе свое царство.

Древние германцы проигрывали в кости не только деньги, но и свою свободу — проигравший покорно отправлялся в рабство.

Азарт породил, с одной стороны, шулеров и, с другой стороны, многочисленные запреты и гонения на игру в кости.
Любая кость с отклонениями граней от правильной формы меняет характер игры, так как искажается вероятность равного выпадения некоторых чисел. Шулера используют в игре кости со скошенными плоскостями, кости со смещенным центром тяжести (со свинцовой накладкой на той или иной грани), кости с неверной разметкой. Известны также "магнитные зары" — кости с железной или магнитной пластинкой внутри, падением которых на определенную грань можно управлять. Так называемые "переводные зары" отличаются тем, что внутри их протачивается желобок, куда заливается капля ртути.

Если несколько мгновений подержать кубик в нужном положении (пока ртуть переместится из одного конца желобка в другой), то он упадет именно так, как его держали. Уже в гробницах Древнего Египта были найдены зары с шулерскими изменениями. Поэт-висельник Франсуа Вийон в своем стихотворном "Большом завещании" отписывает приятелю-шулеру особые кости, залитые изнутри свинцом.

В средние века Указы против игры в кости выходили с завидным постоянством: в 1291, 1319 и 1369 годах. Однако Указ 1396 года демонстрирует некоторое смягчение суровых законников: этот Указ запрещает уже не саму игру, а изготовление и распространение поддельных костей. В России "бесовскую игру" гневно обличали христианские проповедники. Ведь согласно древней легенде в кости играли солдаты у подножия креста, где был распят Иисус Христос. Множество великих полотен мировой живописи рисует солдат, играющих в кости, - начиная с римских, разыгрывающих у подножия креста на Голгофе одежду распятого Спасителя.

Кроме примитивных игр, в которых выигрывал имевший наибольшее число очков, существовало много других, принадлежностью которых были игральные кости: Иоанн Салисберийский насчитывает десять таких игр (в том числе - игру трик-трак, позднее трансформировавшуюся в нарды).

Игра в домино, которую частенько еще пренебрежительно именуют «козлом» или «забиванием козла», так прочно и уютно прижилась в наших дворах, что с трудом верится в ее древнюю и благородную историю.

Костяшки домино произошли от всем известных игральных костей. Согласно китайским легендам эту игру изобрели приблизительно в XII веке. В Корее и Индии домино до сих пор служит инструментом для предсказания судьбы. Так что первоначально эти кос-тяшки предназначались исключительно для гадания и магических церемоний. Ведь азарт и божественное откровение - две вещи несовместные». На Востоке известно 47 различных игр с использованием домино. Существуют домино с цветными костяшками, где цвет обозначает достоинство. Названия игр чрезвычайно поэтичны: «гвоздики в тумане», «войти в погоду», «прыжок газели».

Есть версия, что игру в домино создали монахи-доминиканцы. Во-первых, так называлась одежда духовных лиц - преимущественно черный плащ с капюшоном. Во-вторых, само название игры в домино происходит от латинского корня «dominans», что означает - господствующий, главный и является началом обращение в католической мессе: «Dominus vobis-сит» (Господь, да пребудет с вами). Выдвинуто предположение, что в домино зашифрована господствующая система устройства мироздания - универсальный за-кон Гармонии макро- и микрокосмоса: игра в домино имеет семь цифровых знаков (от 0 до 6 ), что символизирует, в частности, семь планов бытия и семеричное строение Вселенной.

В греческой мифологии есть предание, объясняющее происхождение азартных игр и, в частности, игры в кости. Однажды богиня случая Тиха прогуливалась в тенистых рощах Олимпа, когда Зевс (тогда ещё молодой повеса и развратник) соблазнил её. От этого союза родилась девочка, необычное дитя, находившее удовольствие исключительно в придумывании различных игр, где исход решал только случай. Она с удовольствием взирала на ссоры, возникавшие между игроками, и уговаривала расстроенных проигравших покончить с собой. Потакая своей жестокосердной дочери, Тиха одарила её домами, у порога которых, заманивая прохожих, горели негаснущие лампы.

Игральные карты в проекте Кошкин дом.

Самая древня и самая популярная игра всех времен и народов достойно представлена в салонах Кошкиного дома. Современные кости самых разнообразных видов и форм вы найдете у нас.

Вы можете заказать настольные игры, соединившись по телефонам салонов >>>>

Интересные факты из истории игры в кости.

* Кубические кости с разметкой, практически идентичной современной, были найдены в египетских (XX в. до Р.Х.) и китайских (VI в. до Р.Х.) захоронениях. Точки на гранях древних игральных костей часто изображались в виде стилизованного "птичьего глаза".

* Цезарь, переходя Рубикон, воскликнул: "Вперёд... - куда зовут нас знаменья богов и несправедливость противников! Жребий брошен.". В оригинале: Tunc Caesar, Eatur, inquit, quo deorum ostenta et inimicorum iniquitas vocat. Jacta alea esto. (Светоний. Жизнь двенадцати цезарей). Если вспомнить, что alea на латыни означает игральная кость, то становится ясно, что Цезарь узнавал волю богов, бросая игральные кости.

* В Древней Греции существовало два типа костей: кубы, идентичные современным костям (назывались «бочонки», играли тремя, позднее - двумя), и астрагалы (имели четыре грани с разметками в виде углубления: соответственно 1, 3, 4, б; играли четырьмя астрагалами). Были известны игры: чет и нечет; попадание кости в отверстие в доске; бросание кости в начерченный круг. Бросок кости называли ударом.

* В III веке до нашей эры в Древнем Риме был введен первый известный нам закон против азартных игр — Lex aleatoria (alea — игральная кость). Этим законом разрешались многие общественные, спортивные и даже гладиаторские игры. Под строгий запрет попали только "alea".

В фото-галерее собраны коллекции ПРЕДМЕТОВ ДЕКОРА, выставленные в салонах "Кошкиного дома".


Если Вы желаете купить какой-либо предмет декора из наших коллекций - пишите через почтовую форму, или звоните по телефонам в салоны "Кошкиного дома"
Мы в социальных сетях
Система Orphus
Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
 
© 2008-2017 Кошкінъ домъ
koshkindom@gmail.com

Салоны "Кошкинъ домъ"
Киев
Воровского, 43
тел. +38 (044) 4896373
Одесса
Пантелеймоновская, 7
тел. +38 (048) 7287759
Днепропетровск
Короленко, 15
тел. +38 (056) 7452767
Одесса
Малая Арнаутская, 27
тел. +38 (048) 7286396